Click here!

 

Содержание

Зміст

Contents

ЮНОСТЬ ИНВЕСТ

Киностудия Довженко

Награды

Кастинг

Пишите нам


 
 

ПОРТРЕТЫ

Бенисио Дель Торо: первый во втором ряду

«Когда мне исполнится 50, а я так ничего и не добьюсь, то ты должен будешь меня застрелить», – как-то сказал он своему приятелю. Эту просьбу выполнять не нужно. За последние годы произошел головокружительный взлет его карьеры: награды сыпятся на него как из рога изобилия. Судите сами: «Оскар», «Золотой глобус», премии критиков Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Награда гильдии киноактеров… Из хорошего актера Бенисио Дель Торо молниеносно превратился в звезду.

А всеми этими почестями он, в первую очередь, обязан фильму «Траффик» Стивена Содерберга. Сыграл в нем Хавьера Родригеса, мексиканского полицейского, который мужественно сражается с наркокартелем и коррумпированными военными. Роль Дель Торо, на первый взгляд вроде бы и не очень эффектная. Его Родригес – сдержанный, практически не демонстрирующий ярких эмоций, местами просто какой-то полусонный. Копа выдают только глаза – как, например, в сцене гибели его друга. Становится ясно, что внешнее спокойствие – только маска, а внутри клокочет гнев, вызванный безнаказанностью наркобаронов.

Режиссер Содерберг в роли Родригеса с самого начала видел только Дель Торо: «Он – необычный актер, интеллигентный, глубокий, придающий серьезное значение даже мельчайшим деталям роли. Его не волнует – понравится он или, наоборот, вызовет антипатию. Главное для него одно – быть достоверным». Для самого Бенисио каждая роль – действительно тяжелый труд. «Это процесс копания в себе и других. Это работа. Я волнуюсь перед каждой новой сценой, думаю о том, как много людей будут смотреть на меня. Каждый раз меня мучают сомнения… Однако, в то же время, это великолепное ощущение.

Бенисио Дель Торо родился 19 февраля 1967 года в Сан-Германе, в Пуэрто-Рико. По семейной традиции должен был стать адвокатом. О другой профессии не могло быть и речи. Юристами были его дед, бабка, отец, мать и дядя. Когда мальчику исполнилось девять лет, умерла его мать. Отец с сыновьями (у Бенисио есть младший брат – Густаво) решил перебраться в США, где у них были родственники. Поселились в небольшом городке в штате Пенсильвания на ферме. И тут неожиданно возникла проблема: отец собрался повторно жениться, а у старшего сына совершенно не заладились отношения с будущей мачехой. Пришлось отдать строптивца в интернат. «Я безболезненно влился в новую среду, – вспоминает Бенисио. – Много играл в баскетбол, у меня появились новые друзья, которые пристрастили меня к рок-н-роллу…» А еще в нем проснулась страсть к рисованию. Рисовать, кстати, он продолжает и сегодня и, по отзывам специалистов, совсем неплохо.

После интерната Дель Торо без труда поступил в Калифорнийский университет, но проучился в нем… только год. Дело все в том, что Бенисио случайно узнал о наборе в студенческий театр, а поскольку в детстве любил выступать на школьной сцене, то решил рискнуть: «Неожиданно понял, что актерство – это как раз то. Чем хотел бы заниматься серьезно. Правда, мне казалось, что начинать в восемнадцать лет поздновато. Но когда преподаватели рассеяли мои сомнения. Я больше не раздумывал». В тайне от близких оставил занятия в университете и поехал в Нью-Йорк, где сразу записался на лекции по актерскому мастерству. Год спал на софе в квартире двоюродного брата. Отцу лгал, что совершенствует на курсах будущую профессию юриста. Правда открылась, лишь когда получил стипендию в престижной Актерской школе Стэллы Адлер (ее посещали многие знаменитые кинозвезды). Семья была в шоке: «Это было равносильно, если бы сказал им, что собираюсь стать астронавтом, но перед вылетом должен поработать лет пять водителем такси в Нью-Йорке. Все считали, что я ломаю себе жизнь». К слову сказать, семейные опасения не развеял и экранный дебют Бенисио – в боевике «Big Top Pee-wee» Рэндела Клейзера (1988) он сыграл эпизодическую личность со странным прозвищем «Дюк, парень с собачьим лицом».

В Голливуде возникли проблемы с определением будущего амплуа Дель Торо. Писали, что он выглядит как «падший ангел». Потом пробовали приклеить ярлык «латинского любовника» – сложилось мнение, что каждый латиноамериканец обязательно должен быть «новым Рудольфо Валентино». Мрачноватая красота и тяжелые веки над глазами обрекали его сначала исключительно на исполнение ролей преступников или мерзавцев. Польская журналистка Эльжбета Чапара в своей статье в ежемесячнике «Film» вполне справедливо замечает, что череда «черных» характеров, сыгранных Дель Торо в начале карьеры, могли стать его «фирменным блюдом» пожизненно. Более или менее успешно играл их и в кино, и на телевидении. Из этого периода необходимо отметить высоко оцененную критиками роль наркокороля в телевизионных «Наркотических войнах» режиссера Брайана Гибсона (1990) и полицейского с грязными руками в «Китайской луне» Джона Бэйли (1991). Интересные образы создал также в волнующей ленте «Без страха» Питера Уира (1993) и в «Школе Бадди» Джорджа Хуанга (1995), едкой сатире на Голливуд, в которой произнес знаменитую фразу: «Это не бизнес, это шоу-бизнес. Удар ниже пояса не только нормальное явление, но даже заслуживает награды».

Переломной в карьере Дель Торо стала роль мелкого преступника Фреда Фенстера, на которого в «Обычных подозреваемых» Брайана Сингера (1995) озлобился влиятельный гангстер Кейзер Соуз. Бенисио получил за нее премию «Независимое мнение» как лучший актер второго плана. Годом позже получил ее вновь – на сей раз за роль Бенни Далмау в режиссерском дебюте Джулиана Шнабля «Баскиа» (1996). Сыграл ее практически задаром, т.к. просто хотел выручить Шнабля, с которым давно дружит. Благодаря работам в этих двух картинах Дель Торо стал признанным мастером в ролях второго плана. Очень тепло писали в прессе о его очередных воплощениях: эгоцентричном бейсболисте, погибшем от руки психопата в «Фанате» Тони Скотта (1996), жаждущем мести гангстере в «Похоронах» Абеля Феррары (1996). Актерской жемчужиной стал образ доктора Гонзо в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» Терри Гильяма (1998). Дель Торо сыграл эту роль в комедийно-сатирической манере, которая идеально вписалась в сюрреалистическую атмосферу всего фильма.

Сейчас с огромным успехом во всем мире демонстрируется комедийный боевик «Большой куш» Гая Ритчи. Те, кто видел его (У нас он есть на видео), наверняка запомнят незадачливого грабителя Фрэнки Четырехпалого в блестящем исполнении Бенисио Дель Торо. Восхищенный возможностями актера, режиссер Ритчи значительно расширил роль по сравнению с тем, что было написано в сценарии.

Дель Торо должен был сыграть Рейнальда Аренаса, кубинского поэта, в ленте «До наступления ночи» Шнабеля. Одновременно получил приглашение на главную роль в «Отчаявшихся» Кристофера Маккуари и принял ее, потому что Маккуари раньше Шнабеля удалось найти деньги на постановку. Быть может потом, сравнивая оба фильма, он и пожалел о своем решении, однако публично в этом так и не признался, ограничившись лишь комплиментами в адрес Хавьера Бардема, принявшего роль Аренаса после него.

Вполне естественно. Что почти как каждый крупный голливудский актер, Дель Торо попробовал силы и в режиссуре. В 1995 году на кинофестивале в Венеции показал свой режиссерский дебют «Покорность» (по собственному сценарию) с Мэттью Макконахи в главной роли. Не исключено, что и дальше будет пробовать себя в этом качестве. Но вот сниматься в своих фильмах клянется, что никогда не будет: «Чувствую неловкость, когда вижу себя на экране. А если это будет еще и картина, которую сам поставил, то неловкость примет такие размеры, что вынужден буду бежать куда глаза глядят».

Звездная слава мало что изменила в частной жизни Бенисио. Он по-прежнему живет не на роскошной вилле, а в небольшой квартире в Лос-Анджелесе. У него замечательная библиотека и внушительная коллекция компакт-дисков. Любит джаз и рок-музыку. По утрам (если не занят на съемках) заставляет себя бегать, чтобы поддерживать физическую форму. Актер до сих холост, но на страницах прессы периодически появляются сообщения о его сердечных привязанностях. Нежные отношения связывали Бенисио с Кьярой Мастрояни, Валерие Голино, Алисией Сильверстоун, Минни Драйвер и другими знаменитыми дамами. Считает ли он себя мачо? «Вот уж точно нет! У меня много женских черт. Наверное поэтому и стал актером».

Олег Просихин, киновед