Click here!Click here!

 

Содержание

Зміст

Contents

ЮНОСТЬ ИНВЕСТ

Киностудия Довженко

Награды

Кастинг

Пишите нам


 
 


ЛЕКЦИИ ОПЕРАТОРУ-ЛЮБИТЕЛЮ

ОСНОВЫ ОПЕРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

После освоения возможностей вашей видеокамеры и первых снятых кадров, вы, скорее всего, столкнетесь с тем, что изображение на вашем мониторе не удовлетворяет вас как автора сюжета. Ознакомить вас с основными принципами операторского мастерства мы постараемся в следующем цикле статей нашей рубрики.

Возможность изобразить движение отличает искусство оператора от других видов искусств: живописи, фотографии, скульптуры и т.д. Задача оператора – это выражение идеи и содержания фильма в художественно-образной, конкретной и убедительной изобразительной форме.

Оператор добивается этого используя различные способы съемки, освещения и многого другого. Приемами операторского искусства решается линейно-пространственная композиция ряда, её колорит, определяется нужный ракурс и перспектива. Всё это осуществляется динамически, т.е. с учетом происходящего внутри кадра движения, и получаемого за счет последовательного изменения точки съемки появления новых и ухода прежних действующих лиц, перемены места и времени действия, освещения и т.п.

Для качественной творческой работы вы должны иметь ясное и точное представление о сценарии, понимать композицию, разбираться в монтаже, знать устройство и возможности своей видеокамеры.

Прежде всего обратим внимание на сценарий.

Он может быть записанным в виде содержания отдельных кадров, а может быть и просто продуманным вами планом съемки объекта. Сценарий – это сюжетная схема, на основании которой создается произведение. Это особый вид литературы, где соединение литературного слова с движущимся изображением дает путь к развитию сюжета.

Сценарий требует особенных звуко-зрительных методов, особенного монтажно-пластического мышления.

На заре возникновения кинематографа основой фильма были: общая схема, план или литературные наброски для эмоционального творческого возбуждения режиссера. Лишь с появлением звукового кинематографа, сценарий признали как новый вид авторского творчества – кинодраматургию.

Разбирать основы кинодраматургии мы не будем, а остановимся на так называемых схемах и планах съемки сюжетов.

Прежде всего вам надо осмыслить предстоящую съемку. Это выражается в воображаемой раскадровке, т.е. чередовании кадров: общих, средних, крупных.

Общий план представляет собой привязку к месту происходящего события.

Например, посещение музея желательно показать с общего вида здания или ансамбля зданий. Следующим кадром может быть средний, т.е. можно показать дверь, вход в музей, а вот вывеска с названием будет уже крупным планом. При подобной раскадровке не следует забывать, что главное в кадре – человек, поэтому, сняв крупный план вашего партнера (героя) на фоне музея с его комментариями о происходящем, у вас уже будет замечательное начало фильма.

Чередуя различные по крупности кадры, ограничивая их по длительности, отмечая интересные реакции зрителей на происходящее, не увлекаясь панорамами и движением камеры можно добиться качественной съемки вашего домашнего видео.

Пример сценарного плана:

  1. Общ.пл. Вид музея. 5 сек.
  2. Ср.пл. Актер на фоне музея говорит о событии – 20 сек.
  3. Кр.пл. Вывеска музея – 3 сек.
  4. Ср.пл. Нижняя точка. Дверь в музей, заходят люди – 5 сек.
  5. Общ.пл. Проход камеры за экскурсоводом – 5 сек.
  6. Кр.пл. Экскурсовод – 10 сек.
  7. Ср.пл. Панорама по зрителям – 10 сек.
  8. Общ.пл. Зал музея с экспонатами – 3 сек.
  9. Кр.пл. Экспонат – 5 сек.
  10. Кр.пл. Экспонат – 5 сек.
  11. Кр.пл. Зритель – 3 сек.
  12. Ср.пл. 2-3 экспоната – 5 сек.
  13. Кр.пл. Гид – 10 сек.
  14. Проход за экскурсией из зала – 5 сек.

Первым делом рассмотрим крупности кадров.

Фильм состоит из многих отдельно снятых кусков, которые посредством монтажа соединены друг с другом.

В кинокомпозиции существенную роль играет выбор масштаба изображения снимаемых объектов.

Общий план дает возможность увидеть все пределы снимаемой сцены, всех действующих в ней лиц, их перемещение в пределах границ рамки кадра.

На общем плане хорошо воспроизводится движение фигур.

Средний план как бы приближает объект съемки к зрителю. Он акцентирует внимание на части снимаемого действия, выделяя из общего плана все то, что нужно для более выразительного показа.

На среднем плане хорошо воспроизводится жест снимаемого человека.

Крупный план дает возможность показать лицо человека и его мимику. Он концентрирует внимание зрителя на той части действия, которую надо показать в подробностях, недоступных ни для среднего, ни, тем более, для общего плана. На крупном плане отчетливо видны глаза и вся «мимическая жизнь», передающая тончайшие душевные переживания.

Существует еще съемка деталей объекта, которые по своей значимости могут поспорить с другими кадрами или быть просто способом межкадрового монтажа.

Решая, каким планом снимать тот или иной кадр, вы должны представить себе его преемственность в переходе от одной степени приближения (крупности) к объекту съемки к другой.

Только правильно найденное соотношение крупности кадров может объяснить плавность и непрерывность показа действия.

Речь идет о монтажном переходе с одного кадра к другому. Обычно хорошо воспринимается последовательность разномасштабных кадров. Но, например, при съемке диалога крупные кадры действующих лиц чередуются и не вызывают раздражения. При этом можно разбавить длительные сцены съемкой деталей и средними планами чем вы внесете разнообразие в действие, что улучшит восприятие всей сцены.

Также очень важно определить длину каждого отдельного кадра для того, чтобы зритель не скучал, подолгу рассматривая изображение вашего объекта съемки.

Кроме всего этого, следует учесть виды монтажа.

В кинематографической практике существуют три основных вида монтажа:

  1. Последовательно-временной. Он показывает событие в той последовательности в какой оно происходит в жизни.
  2. Параллельный монтаж. Его особенность в том, что здесь отдельно взятые кадры одного события чередуются с кадрами другого, т.е. создается впечатление одновременного развития двух действий.
  3. Ассоциативный монтаж. Увязывает кадры, формально различные по внутреннему содержанию, придавая им новый смысл. Примером может служить последовательный показ то грубого, злого человека, то разъяренной собаки (злой как собака).


Однако не следует увлекаться различными способами видеосъемки, монтажа, спецэффектами, так как чем проще и понятнее композиция кадра, чем меньше в ней различных предметов, отвлекающих внимание зрителя, тем лучше воспринимается работа в целом.

В этой лекции мы попробовали рассказать вам о съемке кадрами различной крупности, т.е. монтажную съемку домашних видеофильмов. В дальнейшем мы с вами поговорим об изобразительном решении видеоработ в целом и композиции видеокадров в отдельности.

Мураткин Михаил, оператор-постановщик кинофильмов, преподаватель
Государственного института театрального искусства им. И.К.Карпенко-Карого