Click here!Click here!

 

Содержание

Зміст

Contents

ЮНОСТЬ ИНВЕСТ

Киностудия Довженко

Награды

Кастинг

Пишите нам


 
 


Василий Илляшенко

РЕЖИССЁРСКОЕ ИСКУССТВО В КИНО

Василий Илляшенко
(из рукописи «Режиссёрский экстернат»,
экспериментальная программа подготовки режиссёров
 экранных искусств)

Режисерське мистецтво в кіно

Визначаються положення професії режисера екранних мистецтв в експериментальному посібнику-програмі “Режисерський екстернат”.

The Directors Art in Cinema
There are points of Directors Screen Arts profession in experimental text-book program “The External of Directors Art”.

Среди великого количества профессий, которыми занимаются люди всех стран, режиссёрская профессия одна из самых сложных. И сложность её заключается в том громадном объёме знаний, которые слагаются из освоения, по сути, нескольких смежных искусств и профессий деятельности этих искусств.

Это: литература (более близкое – драматургия), это – музыка и монтажная структура.

Громадный комплекс вопросов, связанных с освоением этих смежных искусств, требует от режиссёра истинно гигантских знаний.

Режиссёр – это не только профессия. Режиссёр – это способ жизни. Не в смысле экстравагантности, а в полном понимании поведения режиссёра. Это – и необыкновенная изысканность вкуса, и глубокая интеллигентность и порядочность. И большие знания в области достижений культуры. И политическая зрелость. И  знание философии, и философское владение знаниями для того, чтобы объяснить мир и смысл жизни. И высокая этическая страсть.  Умение и обязанность вести себя в быту, в семье, в обществе.

Бесспорно, каждая профессия накладывает свой отпечаток на жизнь и поведение индивидуума.

Но режиссёрская – в силу её высокого призвания и громадной сложности – особенно.

Режиссёр – профессия избранных. Единичная, а не массовая.

Режиссёров не так много. Поэтому-то наличие настоящих режиссёров в стране, в каждой нации – её богатство, культурное достояние.

***

А теперь возьмём кинематографию.

Кинематограф пришёл к признанию режиссёра через авторство оператора, увлечения режиссурой театра и путём перенесения постановок с подмостков сцены. И так аж до признания специальности  режиссёра кино как такового где-то в начале ХХ столетия.

К принципам воспитания актёра для кино по специальной системе обратился ещё Л.Кулешов (теория  «актёра-натурщика»), а по системе К.Станиславского – В.Пудовкин. В наши дни именно она стала признанной, узаконенной и необходимой в творчестве всех режиссёров кино.

Разнообразная организационная деятельность, производственные трудности, характерные для природы кино, сложность творческих заданий и высоких требований к кино, как к искусству, требовали единой направляющей воли. Ею мог быть и стал режиссёр кино, а его деятельность стала профессией. Режиссёрское искусство в современном понимании слова – создание гармонично целостного художественного произведения коллективом авторов под идейно-творческим и организационно-производственным руководством режиссёра на основе данного автором (сценаристом) драматургического материала.

***

Режиссёрское искусство состоит из нескольких этапов творчества:

  1. творческий замысел, который включает в себя идею истолкования (интерпретацию) драматургического произведения;
  2. режиссёрские способы раскрытия речи (режиссёрский сценарий) с чёткой характеристикой действующих лиц – персонажей;
  3. определение конфликта, коллизий и драматургию кусков;
  4. установление стилевых и жанровых особенностей произведения;
  5. решения произведения во времени (темпо-ритм) и пространстве (планировка в декорациях и мизансценировка);
  6. определение (вместе со своими помощниками) характера оформления, методов и способов реализации сцен (способы съёмки актёрских сцен);
  7. и так до третьего рождения фильма – монтажа готовых кусков и произведения в целом.

Такой «маршрут» фильма из «ничего» к полной завершённости. Так задумывается и рождается фильм в рамках самого важного для него – в рамках режиссёрского творчества.

***

Среди кинематографических профессий самое важное место занимает режиссёрская профессия. Потому что современный режиссёр – творческий работник и руководитель, который возглавляет весь творческий процесс.

«Говорить о профессии кинорежиссёра – это означает так или иначе коснуться всех самых важных проблем кинематографического мастерства. Поэтому, поставив перед собой вопрос о творческой профессии кинорежиссёра, мы должны будем проанализировать в первую очередь работу кинорежиссёра с литературным сценарием, с актёром, оператором и художником, остановиться на процессе создания режиссёрского сценария – черновика будущего фильма. От правильного решения режиссёром всех его творческих и организационно-творческих задач зависит в результате полноценность творческого труда остальных участников группы и идейно-художественное качество кинопроизведения». (Сергей Герасимов. Про профессию кинорежиссёра. Сборник «Вопросы мастерства в советском киноискусстве»,с.10)